Нужно-ли вести путевые листы ИП на ЕНВД
Недавно к нам обратился индивидуальный предприниматель вот с таким вопросом:
«Я индивидуальный предприниматель на ЕНВД, занимающейся транспортными перевозками на своем транспорте. Нужно-ли мне вести путевые листы?»
Наш ответ:
По нашему мнению, ведение путевых листов в данной ситуации рекомендуется.
Обоснование:
Согласно п. 1 ст. 346.28 НК РФ налогоплательщиками ЕНВД признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории субъекта РФ, в котором введен единый налог, виды предпринимательской деятельности, предусмотренные п. 2 ст. 346.26 НК РФ.
Согласно пп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ на ЕНВД переводится такой вид деятельности, как оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг.
Путевые листы являются доказательством того, что машина вами фактически эксплуатируется, т.е. используется в производственных целях.
Путевые листы составляются либо на бланках, утв. постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78, либо разрабатывает бланк самостоятельно. Во втором случае необходимо учитывать, что путевой лист должен отвечать требованиям к первичному учетному документу, установленным в ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Лучше выписывать путевой лист каждый день с показаниями спидометра и указанием точного маршрута. Это позволит избежать лишних придирок со стороны налоговых органов.
Судьи не ограничиваются формальным подходом, а рассматривают условия договоров, представленные первичные документы. Решающим становится, кто именно оказывал услуги по перевозке.
Пригодятся акты по выполненным работам (оказанным услугам), путевые листы, счета на оплату услуг, платежные поручения. Если из этих документов будет следовать, что обязанности по перевозке грузов возлагались на ИП, деятельность сочтут «вмененной». А инспекторам придется искать доказательства того, что коммерсант по договору не осуществляет услуг по перевозке грузов или пассажиров. К примеру, в Постановлении ФАС Поволжского округа от 7 декабря 2010 г. по делу N А57-4630/2010 инспекторы не смогли доказать, что предприниматель при исполнении своих обязательств осуществлял деятельность, которая по своим признакам и юридической квалификации отлична от деятельности по оказанию автотранспортных услуг по перевозке грузов.
В другом споре также документы сыграли в пользу бизнесмена. Материалами дела (сообщения арендатора, копии путевых листов, копии лицензионных карточек на переданные в аренду машины, показания свидетелей) подтверждалось, что обслуживание, ремонт, заправка ГСМ, оплата труда водителей на арендуемых транспортных средствах осуществлялись силами арендодателя-предпринимателя. Фирма-заказчик не выступала в качестве перевозчика. Несмотря на заключенные договоры аренды, фактически сам предприниматель оказывал услуги по перевозке работников компании, таким образом, полученный доход фактически является доходом за услуги по перевозке пассажиров, а значит, коммерсант не лишается права на ЕНВД (Постановление ФАС Центрального округа от 14 июня 2011 г. по делу N А62-5179/2010).
Исходя из судебных решений, принимаемых в пользу коммерсантов, можно сказать, что, оформив свою причастность к перевозимому грузу, то есть тщательно составив путевые листы, товарно-транспортные накладные, оговорив маршрут перевозки, бизнесмен сможет доказать свое право уплачивать ЕНВД.